Еще летом 1989-го казалось, что безграничным лидером дискотек и музыкальных хит-парадов обречена стать песня Мадонны Like A Paryer. Но неожиданно дорогу поп-королеве перешел никому неизвестный французский коллектив Kaoma. Сначала в эфире местного телевидения они спели композицию «Ламбада», тут же продемонстрировав, как нужно под эту заводную музыку танцевать. А на следующий день ребята проснулись знаменитыми. О новом хите говорила вся Европа, а через неделю французы отправились презентовать «Ламбаду» в США и подписали миллионные контракты на выпуск дисков сразу с несколькими американскими компаниями.
История умалчивает, но, скорее всего, ряд американских продюсеров искусали себе локти. Ведь зажигательный танец путешествовал по побережью Бразилии много лет, под нее танцевали местные и туристы, в том числе американцы. То есть на месте французов мог оказаться кто угодно. А все лишь признавали, что ламбада — настоящая лихорадка сезона, но никто и не помышлял, что танец способен произвести фурор далеко за пределами своей родины.
И тут французским бизнесменам приходит в голову купить музыкальные права на 300 композиций в стиле ламбада — слово местного наречия в Бразилии, обозначающее сильные ритмические удары музыки. По возвращении они организовали группу Kaoma, вложив серьезную сумму в раскрутку. Так ламбада стала стилем, известным на весь мир. Долгое время ее запрещали в пуританской Японии, но в 1992 году ламбадомания захлестнула и эту восточную страну.
В СССР ХИТ ФРАНЦУЗОВ ПРИВЕЗЛИ НА КОНТРАБАНДНЫХ АУДИОКАССЕТАХ
Через месяц после французской премьеры ламбада проникла в СССР. Сначала на контрабандных аудиокассетах, потом на кассетах «Мелодии». «В Киеве был бум невероятный, — вспоминает хореограф Валентина Мирина. — Фанаты танца собирались в Мариинском парке на выходных, обменивались кассетами, соревновались нарядами и конечно же оттачивали мастерство». Именно эти встречи подтолкнули Мирину к идее — создать фестиваль Ламбады.
Результат превзошел все ожидания. На первый киевский фестиваль, посвященный бразильскому танцу, приехали даже представители Польши. «Все соревновались в столичном Гидропарке, — говорит Мирина. — Чтобы добавить остроты, стали делать ставки. Все считали, что выиграют москвичи, но неожиданно для всех победила пара из Симферополя». Кстати, в тот период в больших городах имя Ламбада стало популярным среди молодых родителей. Например, те самые победители первого фестиваля назвали так свою дочь — Ламбада Алексеевна. «Сейчас они живут в Израиле, мы иногда созваниваемся», — улыбается Валентина.
Эпоха ламбады закончилась резко — подросло новое поколение, распался СССР. «Ламбада была массовым протестом населения против идеологии государства. Даже политики танцевали ее на банкетах после официальных приемов. Она была сексуальной и очень откровенной, это всем нравилось, но все равно надоело, — вспоминает заслуженный артист Украины Григорий Чапкис. — Ламбаде просто повезло появиться в нужном месте в нужное время. Если бы такой танец появился сегодня, то продержался бы максимум два месяца и вряд ли сильно кого-то удивил».
МОСКВА ПЛЯСАЛА 3 МЕСЯЦА, ПРОВИНЦИЯ — ДВА ГОДА
Стеб. Фаны написали 150 текстов
Русской «Ламбада» стала благодаря певцу и музыканту Сергею Минаеву. Он вспоминает, что в Москву хит привез на аудиокассете его товарищ: «Мы тогда не видели движений, но чувствовалось, что вещь очень эмоциональная и зажигательная. Друзья рассказывали, что в Европе уже танцевальный бум. Я согласился рискнуть и поставил эту композицию на дискотеке. Результат был потрясающий — весь танцпол задвигался, при этом никто толком не знал движений. А когда в СССР появился клип, все начали копировать». Вскоре Сергей, делавший пародии на песни, решил написать текст к «Ламбаде». Всего за вечер набросал несколько шуточных вариантов песни: «Сразу же «Мелодия» сделала пластинку, мы записали туда четыре варианта песни, в том числе и русскоязычные. Тираж был очень большой и продался мгновенно. У меня осталось всего три экземпляра. Я стал много гастролировать с концертами. Везде по несколько раз исполнял «Ламбаду», часто после подходили люди и предлагали свои версии песни. У меня собралось почти полторы сотни. Но через три месяца пресытилась «Ламбадой» Москва, а через два года и провинция. Сегодня я даже не исполняю ее на концертах. Последний раз вспоминал для «Новогоднего огонька» два года назад».
ИМЕНИТЫЕ ТАНЦОРЫ О БРАЗИЛЬСКОЙ ПЛЯСКЕ
ДЕБЮТ В САДУ ОПРЕДЕЛИЛ ПРОФЕССИЮ. Танцор Дмитрий Дикусар был детсадовцем, когда «Ламбада» проникла на танцплощадки страны, но именно благодаря этому танцу Дима состоялся. «Мне было 5 лет, когда однажды я увидел по телевизору, как танцуют «Ламбаду». Стал сразу же повторять за героями клипа. Когда продемонстрировал результат тренировок воспитателям, те оценили, и мы подготовили номер к утреннику. Это было «нечто», после чего родители решили сдать меня на занятия бальными танцами. В «Танцах со звездами» хотелось что-то сделать с «Ламбадой», но, увы, в ней мало танцевальных движений и до номера танец не дотягивает».
МОЛОДЕЖЬ НАКОНЕЦ СТАЛА В ПАРЫ. «Все студенты просто фанатели от «Ламбады», но нам, преподавателям, было понятно, что танец пришел ненадолго, — вспоминает хореограф и балетмейстер Григорий Чапкис, преподававший и в 90-х. — Хотя этот танец сильно повлиял на мировую культуру — помог развиться международному феномену под названием Самба. Кроме того, благодаря ему молодежь, наконец, вновь стала танцевать парами. Распространившись по миру, ламбада сильно изменилась. В танец добавились кружения и степы, похожие на элементы джайва и ист-кост свинга. Но стать самодостаточной классикой ламбаде не удалось. Мы оказались правы».
«НЕ ЛЮБЛЮ ЮБКИ-ЛАМБАДЫ». Танцевального бума вокруг «Ламбады» Чемпионка мира по бальным танцам Алена Шоптенко практически не помнит (ей тогда исполнилось только три года), но к расклешенным, коротким юбкам-ламбадам и обрезанным футболкам питает неприязнь. «Плохие ассоциации. На одном из моих первых турниров я должна была выступать с «Ламбадой». У меня была очень модная, привезенная из-за границы, джинсовая расклешенная юбка. Очень красивый костюм. Но мы не очень хорошо выступили, и с тех пор я не люблю короткие солнце-клеши».