Суббота, 20.04.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость RSS
YANGELLA
ГлавнаяЖУРНАЛ YANGELLAРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Иcкусство и культура [49]
Личности и история [44]
Архитектура [3]
Дизайн и интерьер [4]
Психология, саморазвитие, мотивация [12]
Интернет и компьютеры [0]
Вокруг света [2]
Стиль и мода [18]
Красота и здоровье [4]
Ретроспективы [12]
Братья наши меньшие [4]
Арт-копилка [5]
Своими руками [0]
Всяко разно... [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Ноябрь » 13 » "Мы из свинга"
23:57
"Мы из свинга"

"Мы из свинга"


Эти молодые французы были страстными поклонниками американского джаза, запрещенного, кстати, нацистским режимом.

 

 

 

 

Главной силой, объединявшей их, был свинг - музыка, которая пришла из "разлагающейся Америки" и обосновалась на Монмартре. Перед войной в Париже было немало джазовых клубов, десятки американских музыкантов успели попытать счастья во Франции, поэтому не следует думать, будто обращение к заокеанской культуре было неформальным протестом против гитлеровской оккупации. Другое дело, что в предвоенные годы молодые поклонники свинга прекрасно обходились без дресс-кода.
Само название "зазу" происходит от строчки (точнее, распева) из песни Кэба Кэллоуэя - того самого, кто на склоне лет появился в фильме Blues Brothers с хитом Minnie the Moocher.  Когда фильм вышел на экраны, хиту было без малого полсотни лет, да и в 1940-м он был уже далеко не нов, но Кэллоуэй оставался звездой, и объятый войной мир продолжал распевать - Zah Zu Zah...

 

 

  

 

    

 

Cab Calloway - Minnie The Moocher (1933)

 

В 1939 году французский шансонье Джонни Хесс впервые исполнитл песенку Je Suis Swing ("Я - это свинг"), в которой прозвучл немного иной распев: Za zou, za zou, za zou, za zou ze. Можно считать эту песенку гимном зазу или доброй насмешкой над стилягами - каждый понимает по-своему, но обратите внимание на дату. Будь то гимн или сатира, выдано авансом. Сперва появилась песенка, потом - движение.

 

 

 


Как бы там ни было, звукоподражание "зазу" обрело во Франции свой смысл и значение. В начале 1940-х годов – в эпоху моды на джазовый, свинговый стиль – слово "зазу" становится общеизвестным. Во Франции его не знают, наверно, только курицы в глухой Нормандии. Хотя, впрочем, если верить шуточной песенке "Курочка Зазу" (1942) знаменитого Шарля Трене, случается, что и курицы не только кудахчут в ритме джаза, но и танцуют. 

"Курочка Зазу" - шуточная песенка Шарля Трене, который в молодости – до того как стать патриархом французского шансона – успел побывать кумиром целого молодежного движения со странным названием "зазу".Было такое движение в оккупированной Франции, точнее, не совсем движение – скорее, мода.

 

 

 

 

Но не только музыка объединяла этих юношей и девушек. Их без труда можно было узнать по одежде.

 

 

 
Кэба Кэллоуэй (Cab (Cabell) Calloway (1907-1994)

 

Фасон пиджаков и брюк зазу был подражанием (вольным и довольно убогим) роскошным костюмам Кэллоуэя. Те же костюмы породили субкультуру zoot suits, доставившую массу неприятностей американским копам году в 1942-м. 

Зазу любили одежду свободного покроя, отдавая предпочтение тканям в полоску и клетку. Юноши носили длинные волосы, которые спереди зачесывали в высокий кок, державшийся за счет обильного умащивания бриолином. Своя мода была не только у французских юношей-"зазу", но и у девушек. Длинные волосы, часто крашеные в светлые цвета, нарочито яркая помада, пиджак с подставными плечиками и короткая плиссированная юбка, темные очки, которые не снимались даже вечером . Хорошим тоном среди зазу считались замшевые полуботинки, белые или ярко-оранжевые носки (у юношей) и чулки "в сеточку" в сочетании с туфлями на деревянной или пробковой подошве (у барышень). Все эти наряды либо добывались на черном рынке, либо перешивались профессиональными портными и разного рода умельцами из родительских вещей. Зазу-пролетарии воровали ткань на фабриках. 

Собственно это описание может продолжить песня "Ils sont zazous" ("Они зазу!"). В 1942 году её написал композитор Джонни Хесс на слова Мориса Мартелье... "Это зазу... Слегка вьющиеся волосы (обязательно длинные), воротник аж 18 дюймов, пиджак чуть не волочится по земле, а брюки невиданного покроя и невероятно короткие. Ах, да, еще обязательно – зонтик, в любую погоду. И черные очки". 

 

 

  

 


 Ils sont zazous! - Johnny Hess (1942)



Французское движение «зазу» чем-то очень сильно напоминает советских «стиляг». И по одежде, и по страстной любви к американскому джазу, и по своей показной аполитичности, даже цинизму. Только во Франции стиляги-"зазу" практически исчезли с окончанием войны, а в Советском союзе подобная мода возникла где-то в конце 1940-х годов.

Где же можно было увидеть французских "зазу"? Парижские стиляги собирались в вегетарианских кафе, где поглощали морковный салат, запивая его фруктовыми соками. Иногда заказывали пиво, но пили его не просто так, а с гренадином.

На оккупированной территории Франции нацисты запретили танцевальные вечера и балы – "зазу" стали танцевать свинг, организуя уроки танцев. Уроки немцы запретить не догадались.
 Танцевали зазу в подвальных клубах Латинского Квартала. Там собиралась "пролетарская" часть движения. Та же компания регулярно устраивала велосипедные прогулки в Булонском лесу. Гуляли и пешком - по бульвару Сен-Мишель, который сокращенно именовали "Бульмиш" (сразу приходит на ум всем известный Твербул).
Другая компания - постарше и побуржуазней - облюбовала Елисейские поля. Днем, да и вечером, зазу можно было увидеть на террасе кафе "Пам-Пам". Политикой не баловалось ни одно из двух крыльев движения. "Елисейцы", как и "латиняне", были подчеркнуто аполитичны, хотя иногда позволяли себе едкие шуточки в адрес петэновских и оккупационных властей. Между прочим, с зазу тесно общался музыкант, литератор и фанат джаза Борис Виан - тот, который позже напишет "Пену дней".

 

 

 

 

В годы войны движение "зазу" стало своего рода формой протеста и против оккупации, и против коллаборационистского режима Виши. Особо смелые шли иногда на крайний риск:когда немцы предписали парижским евреям носить желтую звезду, нашлось энное количество отстряков-вольнодумцев, вышедших на улицы со звездами, в центре которых вместо Juif ("еврей") было вышито Bouddhiste, Goy или... Zazou. Или даже Victoire! Всех остряков взяли на карандаш.
Только во второй половине 1940 года во французских газетах было напечатано 78 статей и заметок, обличающих зазу. В 1941-м - всего девять, а в 1943-м - 38. Что говорит о жизнеспособности движения, которому жизнь портили всеми возможными способами.

Вот как одна из вишистских газет описывала поклонников свинга: "Патлы свисают до плеч, немытые волосы спереди зачесаны в хохол, тонкие усики а-ля Кларк Гейбл, походка развинченная, вихляющая..." Зазу называли тунеядцами, эгоистами и - что самое страшное! - иудо-голлистами.Сама их одежда была вызовом в стране, живущей в режиме строгой экономии и при карточной системе: сколько лишней ткани уходило на их длинные пиджаки! Вызовом были даже длинные волосы "зазу": в 1942 году во Франции вышел декрет, который предписывал парикмахерам сдавать остриженные кудри клиентов для изготовления носков и тапочек

Врагами были стиляги и для режима Виши маршала Петена. Коллаборационисты пропагандировали среди молодежи патриотизм и здоровый образ жизни. Официальные журналы и газеты громили поклонников американской моды и музыки, называя их декадентами и даже дегенератами. Молодежь из проправительственных движений объявила настоящую охоту: под лозунгом "Скальпируем зазу!" они нападали на несчастных стиляг и стригли их. После такой стрижки оставалось только обрить голову наголо. Многих зазу изобличили в тунеядстве и отправили на общественные работы - убирать урожай. Кое-кто угодил и за решетку. Вполне естественно, что в 1944-м "антиобщественные элементы" охотно вступали в ряды Сопротивления, чтобы свести счеты со старыми обидчиками. О том, скольких обидчиков настигло вомездие зазу, история умалчивает. Известно, что вчерашние подпольщики и партизаны относились к стилягам с подозрением - мол, где же вы, дорогие товарищи, просидели всю войну? 

 

 

 

Хотя движение объединяло менее тысячи человек и распалось сразу после освобождения Парижа, само понятие zazou оказалось весьма живучим. Во Франции до сих пор выходят пластинки с музыкой зазу, под псевдонимом Great Zazou выступает современный подражатель Кэллоуэя, движение дало имя сотням мелких бизнесов (в том числе очень далеким от Франции) и тысячам домашних животных. Правда, я сомневаюсь в том, что хозяйка модного салона из Калифорнии или счастливая владелица кошки где-нибудь в Баварии имеет ясное представление о зазу.
А вот модельеры дома Kenzo, несколько лет назад представившие публике The Zazou Collection, представление явно имели.

Вообще материалов о зазу крайне мало. Возможно, большего они и не заслуживают, но все-таки они были. Пытались построить свой мир, в котором джазу, танцам и моде уделялось куда большее значение, чем войне и политике. Не вовремя они появились и не ко двору пришлись. Но разве все и всегда происходит вовремя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://lord-k.livejournal.com/301850.html

http://www.rfi.fr/acturu/pages/001/page_14.asp 

http://libcom.org/history/1940-1945-the-zazous 

 

Категория: Иcкусство и культура | Просмотров: 881 | Добавил: Гелла | Теги: Франция, История, искусство, музыка, стиль жизни, Культура | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
0  
1 obama2009   (14.11.2009 17:40) [Материал]
спасибо. очень интересно.

0  
2 Гелла   (26.11.2009 00:18) [Материал]
И мне очень понравилось.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024