2006. Троя. Масштабные сцены в историческом
блокбастере удалось снять только благодаря камерам из Украины. Фото из
архива А. КокушаНезависимая Украина всего несколько раз делала робкие
шаги к «Оскару». Один из последних — в 2006 году, когда на престижную
кинопремию выдвинули ленту Оксаны Байрак «Аврора» (номинация «Лучший
иностранный фильм»). Статуэтку мы не получили, фильм не вошел даже в
пятерку главных претендентов. В тот же год страна «вскинула брови»,
получив сенсационную новость из-за океана: два технических «Оскара»
вручили гендиректору и основателю компании «Фильмотехник», киевлянину
Анатолию Кокушу (технические номинации подаются не страной, а самой
киноакадемией).
Талантливого украинца наградили за операторские краны
«Каскад» и «Авторобот». С их помощью снимались «Титаник», «Двенадцать
друзей Оушена», «Троя» и еще с полсотни голливудских мегакартин.
Анатолий Кокуш. В 2006 году получил два
технических «Оскара» из семи
«Мы предполагали, что можем получить эти награды, но
все равно очень волновались перед награждением, — вспоминает 58-летний
Анатолий Акимович. — Награждение техническими «Оскарами» проходит на две
недели раньше, в том же зале, что и творческими, и по тому же сценарию.
Правда, на нашей церемонии не было такого обилия голливудских звезд.
Очень хотелось бы, чтобы страна могла достойно соревноваться и за
творческие награды».
«Русская рука». Так изобретение Кокуша прозвали
американцы, сам автор называет детище «Авторобот», а иностранцы иногда
каламбурят, соединяя слова «crane» и «Ukraine»
Увы, творческих «Оскаров» у Украины пока нет. «И
скоро вряд ли будут, — делает неутешительные прогнозы режиссер Юрий
Ильенко. — Несмотря на талант и огромное желание наших творцов,
государство практически не финансирует проекты».
И все же украинцы неоднократно боролись за статуэтки и
даже получали их, правда, имея американский паспорт. Например, еще в
1949-м на сцену за наградой поднялась харьковчанка Варвара Каринская, а в
начале этого века киноакадемия отметила фильм киевлянина Вадима
Перельмана «Дом из песка и тумана». Поболеть за своих мы сможем и в этот
раз — «Оскар-2010» состоится в ночь с 6 на 7 марта. В номинации «Лучшая
актриса второго плана» представлена Вера Фармига за фильм «Мне бы в
небо», где ее партнером стал Джордж Клуни. Она родилась уже в Америке,
ее родители покинули Украину после Второй мировой войны. Вера неплохо
говорит на украинском и сокрушается, что «когда просят дать интервью для
украинского издания, всегда почему-то спрашивают на русском, а я не
понимаю ни слова на этом языке».
За статуэтку Вера будет бороться с Пенелопой Крус,
Анной Кендрик и другими актрисами. Что же, будем держать за нее кулаки, и
вспомним тех украинцев, которые покоряли своим творчеством американскую
киноакадемию, будучи гражданами США.
ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПРИЗА
С лентой «Дом из песка и тумана» в 2004-м на «Оскар»
номинировался Вадим Перельман. Она была его дебютом в кинематографе. Но
увы. История борьбы американских и иранских эмигрантов за дом собрала в
прокате $100 млн. Вадим родился в Киеве (1963), в 14 лет уехал с матерью
в США, учился на режиссера, снимал клипы. Сегодня он — один из самых
перспективных молодых режиссеров Голливуда.
Не раз поднимался на красную дорожку и экс-киевлянин,
режиссер Анатолий Литвак (1902 г.р.), но так и не получил статуэтку. В
20 лет эмигрировал, работал в Германии, Англии и Франции. Всемирный
успех имела его «Анастасия». Ингрид Бергман сыграла княжну Анастасию
Романову и получила за роль «Оскар», Анатоль Литвак снова ничего не
получил. В последние годы он экранизировал роман Франсуазы Саган «Любите
ли Вы Брамса?». Умер в 1974 в США.
ПАЛАНС: НА ВРУЧЕНИИ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПАЛАГНЮК
1992. Ковбой. Из 120 работ Джека большая часть —
вестерны
В 1992 году за роль второго плана в комедийном
вестерне о ковбоях «Городские пижоны» «Оскар» получил один из самых
известных актеров Голливуда Джек Паланс. «Эту церемонию у нас не
показывали. Я видел выступление Джека в записи много лет спустя — у меня
мурашки бежали по телу, — вспоминает киевский киноман Александр
Коваленко. — Паланс тогда сказал: «Я украинец, меня зовут Владимир и
настоящая моя фамилия Палагнюк». После чего 70-летний актер
продемонстрировал свою физическую форму, сделав несколько отжиманий на
одной руке прямо на сцене. Кстати, когда он заговорил об Украине, многие
известные люди вставали в знак уважения к этой стране и тому, что они
тоже имеют к ней отношение. А когда он отжимался, весь зал аплодировал
стоя».
Палагнюк-Паланс всегда подчеркивал, что имеет
украинские корни, хотя родился он уже в Америке — был третьим из пятерых
детей Ивана и Анны Палагнюк, которые эмигрировали в США в 1906 году.
После школы увлекся театром, поступил на актерские курсы и начал
покорять Голливуд. Впервые его номинировали на «Оскар» в 33 года (1952
год) за роль в фильме «Неожиданный страх», но стауэтку он тогда не
получил. За полвека работы в кино актер сыграл 120 ролей, самые
известные — в «Бетмене» и «Дракуле».
«Мы встречались с ним в 1990-х, когда Джек приезжал в
Украину, я называл его Мистер, — вспоминает режиссер Юрий Ильенко. — Он
очень хотел сыграть Мазепу. Мы об этом говорили, но было понятно, что
он стар для этой роли (ему за 70), к тому же хотя Джек и говорил на
украинском, он был настоящим американцем, а украинских эмоциональности и
взгляда на мир в нем было мало». Не раз актер посещал родину, бывал в
Киеве. Умер в 2006 году.
МАМУТ: ЭФФЕКТ ЛАСТИКА ДЛЯ «ХИЩНИКА»
1988. Хищник. Пришелец поразил зрителей и
кинокритиков уникальной способностью появляться из ниоткуда
В Голливуде его зовут Юджин, в Украине он был Женей.
За четверть века работы в Америке Евгению Мамуту удалось приложить руку к
созданию спецэффектов во многих оскароносных картинах («Леди-Ястреб»,
«Грязные танцы», «Матрица»). Но «Оскар» (технический) он получил за
прием, придуманный для «Хищника».
«Кинокомпания «ХХ век Фокс» обратилась в студию, где я
работал, с просьбой по типу: «Хотим то, не знаем что, — вспоминает
Евгений Мамут. — Они задумали снимать «Хищника», уже был утвержден на
роль Шварценеггер и все было готово, но нужно было сделать героя,
который, «когда движется — виден, а когда не движется — нет». Наша
компания этим занялась».
Машина теперь — экспонат музея
До этого Евгений уже изобрел так называемый
«эластик-эффект» и применил его в рекламе «Рено» — машина в кадре
растягивалась на поворотах. Этот, без сомнения сверхъестественный по тем
временам, эффект был достигнут при помощи специальных 1200
полосок-«масок» — они в нужное время по очереди перекрывали кадр,
получалось, что общий план остается без изменений, а вот объект на
переднем растягивается. «Для «Хищника» мы усовершенствовали саму
систему: вот монстр идет в кадре и тут же начинает растягиваться и
исчезать. Специальная трюкмашина, которая была задействована для этого
спецэффекта в 1987 году, сегодня, когда все делается на компьютере,
кажется смешной. Но тогда на этой машине можно было одновременно
прокручивать восемь пленок».
Матрица. От пуль Нео спасался уже с помощью и
техник, и графики
Выпускники харьковского политеха 1970-х вспоминают,
что в институте при Дворце студентов существовала любительской
киностудия, где Мамут был частым гостем. «Студентом он с товарищами на
«ХПИ-фильме» придумал гениальный по своей простоте метод создания
хроники, — говорит киновед, автор книги «Харьков кинематографический»
Владимир Миславский. — Тогда они делали фильм к юбилею ХПИ, и
потребовалась старая кинохроника. И ребята очень быстро решили проблему.
Сняли студентов в костюмах тех лет на черно-белую пленку, потоптались
по пленке, склеили пленку и тысячу раз прогнали через проектор, чтобы
добиться царапин. Получилось шикарно!».
В США Мамут эмигрировал в начале 1980-х вместе с
родственниками. В 2002 году Юджин Мамут вместе с супругой-графиком
Ириной Борисовой открыл Animagic — музей анимации, спецэффектов и
искусства. Теперь он еще занят разработкой и изготовлением экспонатов
для музея, проведением экскурсий, обучением мультипликации и
комбинированным съемкам.
КВИТКА: СБЫЛАСЬ МЕЧТА
1978. «Оскар» и номинация на «Грэмми»
Квитка Цисык покорила Америку еще в 1970-х, но в
Украине отметили ее заслуги лишь несколько лет назад вечером памяти.
Квитка родилась в Нью-Йорке, но украинская речь и песни всегда звучали в
семье эмигрантов с Западной Украины. Ее удивительный голос помог
раскрыть отец, музыкант по образованию. Он учил ее играть на скрипке с 5
лет. С юных лет Квитка сотрудничала со звездами музыкального олимпа,
например пела с Девидом Санборном и Майклом Джексоном.
Свой Оскар Цисык получила в 1978-м за песню к фильму
«Ты свет моей жизни». В удивительной романтичной картине много музыки,
почти все песни исполняет Квитка. Оскароносную песню You Light Up My
Life сегодня можно услышать в исполнении Уитни Хьюстон. «Моя мечта
сбылась, — сказала тогда Квитка со сцены. — Я получила статуэтку за
красивую песню, пою ее на английском, а душу вкладываю украинскую».
К слову, параллельно с творческой работой в студии и
на сцене Цисык была занята в коммерческих проектах. Например, очень
быстро она стала самым оплачиваемым исполнителем рекламных джинглов, с
помощью ее акустического пения создавали ролики «Coca-Cola» и «Ford
Motors». За свою короткую жизнь (умерла от рака в 45 лет) выпустила
всего два диска, за «Два кольори» получила множество наград в США и
Канаде. В том числе и «Гремми» в категории contemporary folk.
КАРИНСКАЯ: «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
1949. Любимица звезд
В 1949 году одним из фаворитов премии «Оскар» был
фильм Виктора Флеминга «Жанна Д’Арк». Блистательная Ингрид Бергман в
главной роли осталась без награды. Зато статуэтку получила 63-летняя
Варвара Каринская — создательница костюмов для этой ленты. Когда хрупкая
женщина поднялась, зал встал. В Голливуде Каринскую обожали все, даже
капризная Вивьен Ли (Скарлетт).
До 40 лет Каринская жила в Харькове и имела в Москве
салон авторской одежды. В 1920-х бежала из СССР во Францию. В Париже
талантливая художница и модельер стала создавать костюмы для балета по
эскизам Сальвадора Дали и Марка Шагала. В 1938-м переехала в Америку и
также быстро завоевала Голливуд. «Шила для Марлен Дитрих, Вивьен Ли,
Ингрид Бергман, — рассказывает председатель фонда Каринской Николай
Шемет. — Киношники без рук Варвары Андреевны обойтись не могли и
называли ее «скорой помощью». Было такое, что пора начинать съемки,
платье готово, а оно крайне плохо сидит, и вот тогда приглашали
Каринскую».
Пошила оскароносный костюм для Ингрид Бергман
Харьковчанка считала Новоорлеанскую деву своим
кумиром: «Собирала рисунки с изображением Жанны Д’Арк, купила поместье
во Франции недалеко от Орлеана. Это был фактически музей Орлеанской
девы. Позже все эти материалы она передала в новоорлеанский музей».
В 1952 году Варвару Андреевну номинировали снова — за
костюмы к фильму «Ганс Христиан Андерсен», но золотую статуэтку отдали
одежде из «Мулен Руж» — наряды были броские, как и положено в мюзикле, и
производили потому более выгодное впечатление. До конца дней (умерла в
97 лет в Нью-Йорке) Каринская продолжала работать с кино и балетом!