Среда, 24.04.2024, 22:07
Приветствую Вас Гость RSS
YANGELLA
ГлавнаяЖУРНАЛ YANGELLAРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Иcкусство и культура [49]
Личности и история [44]
Архитектура [3]
Дизайн и интерьер [4]
Психология, саморазвитие, мотивация [12]
Интернет и компьютеры [0]
Вокруг света [2]
Стиль и мода [18]
Красота и здоровье [4]
Ретроспективы [12]
Братья наши меньшие [4]
Арт-копилка [5]
Своими руками [0]
Всяко разно... [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Сентябрь » 13 » ДОМ С ХИМЕРАМИ ЛЕГЕНДЫ "ДОМА ГОРОДЕЦКОГО"
20:18
ДОМ С ХИМЕРАМИ ЛЕГЕНДЫ "ДОМА ГОРОДЕЦКОГО"

 "Нет красивее города на свете,
 чем Киев".

Михаил Булгаков

 ДОМ С ХИМЕРАМИ

 ЛЕГЕНДЫ "ДОМА ГОРОДЕЦКОГО"

 Есть в Киеве дом, слава которого давно перешагнула пределы Украины. Во-пер­вых, его возвел знаменитый архитектор Владислав Городецкий, чье имя хо­рошо известно в Европе. Во-вторых, дом, без преувеличения, является шедевром архи­тектуры. В-третьих, это здание давно уже стало (наряду с другими сооружени­ями) своеобразной визитной карточкой Киева – такой же, как дома Антонио Гауди (Gaudi) в Барселоне или дом Ле Корбюзье (Corbusier) в Марселе.

 

 

 
Неудивительно, что многие люди, впервые оказавшись в Киеве, спешат непременно увидеть это легендарное сооружение. Тем более, что находится оно в самом центре столицы, на Банковой улице, как раз напротив резиденции Президента Ук­ра­ины. Дом имеет и свое название – «Дом с химерами», и собственную историю.

Что же такого необычного в этом доме? Он похож на таинственный замок. Уже издали заметны выполненные из цемента головы носорогов, оленей, слонов, жира­фов, ящериц, а также гигантские жабы с лилиями, морские чудовища, рыбьи хво­сты, русалки, не­воды и прочие экзотические детали, которыми обильно декорирован фасад дома. Невольно вспоминается Notre Dame в Париже – фантастические чудовища будто перенесены с балконов этого прославленного со­бора…


 


Еще пышнее решены внутренние интерь­еры. Парадная лестница обрамлена с двух сторон сказочными птицами, хватающими острыми ког­тями белые мраморные ступеньки. Над всем этим возвышается скульптурная композиция из двух огром­ных фантастических рыбьих фигур, винтообразно закрученных и уви­тых водорослями. Сверху водоросли увенчаны цветами, в которые вмонтированы лампочки в белых матовых шарах. Стены вдоль лестниц покрыты лепниной – гир­лянды битой дичи, оленьи рога и прочие охотничьи трофеи. Ком­наты расписаны «под морское дно», в том же стиле решено оформление лестничных клеток и дру­гих помещений дома.

Более чем за сто лет  «Дом с химерами» оброс столькими ле­гендами, что по количеству их мог бы, пожалуй, претендовать на звание рекордсмена Украины. Многие из этих легенд живы до сих пор – любезные прохо­жие, к которым вы обратитесь с просьбой немного рассказать о доме, охотно пове­дают вам какую-нибудь из них, непременно уточнив, что именно рас­сказанная вер­сия является правдивой…

Утверждают, например, что дом принадлежал отставному адмиралу – не случайно же в 1920-1930-е годы киевляне называли этот дом не иначе как «Мор­ское дно». Нет, возражают дру­гие, владелец дома не был адмиралом. Он вообще не имел отношения к флоту, а морская тематика связана с памятью о любимой дочке, утонувшей в море. Третьи говорят, что дом посвящён памяти не дочки, а любимой женщины, погибшей на охоте – отсюда, мол, и головы зверей на фасаде. Четвертые полагают, что «химеры» – всего лишь ловкий рекламный трюк. Таким образом, де­скать, хозяин стре­мился проде­монстрировать замечательные возможности нового стройматериала – цемента…

 
 

Памятник утонувшей дочери — звучит, конечно, красиво, хотя Елена Городецкая вовсе не думала топиться и вообще пережила отца на несколько десятилетий, перебравшись со всем семейством сперва в Польшу, а потом, по окончании войны, в Швейцарию. Ловкая реклама бетона, пари с недоверчивыми коллегами, коммерческий расчет и даже вполне понятное желание подразнить титулованных чиновников из дома напротив (во времена Городецкого там помещался штаб военного округа) ровным счетом ничего не объясняют: правдоподобие тщательно документированных фактов слишком мелко плавает. Остается одно: город то ли забыл, то ли отложил свою бетонную загадку на неопределенное время...

И так, какая же из версий – легенда? Все! Хозяин дома не был ни адмиралом, ни горевавшим по дочери отцом, ни рек­ламистом. Но ни в коем случае не пытайтесь убедить в своих добровольных гидов. Ведь киевляне очень любят легенды о своем городе и порой легендарные истории значат даже больше, чем под­линные факты.
Впрочем, реальная история «Дома с химерами» не менее эффектна, чем вышеприведенные легенды. Ведь на самом деле этот уникальный киевский дом со­оружен… на пари!

Смотря на это мистическое здание, всюду украшенное загадочными существами, возникает вопрос: кому и для чего понадобилось строить такой уникальный дом, да ещё с химерами? Истории хорошо известно, кто построил Дом с химерами - это был талантливый архитектор Владислав Городецкий (он же участвовал в строительстве Костёла Св. Николая в Киеве). Дом с химерами был построен в 1901 - 1902 годах и для того времени был событием уникальным - по нескольким причинам:
1) Дом с химерами был построен на обрыве и до этого строительства считалось безумством строить здания в таких местах;
2) в строительстве Дома с химерами использовался новый для того времени материал - цемент;
3) это был единственный дом в Киеве, созданный в подобном стиле.

Все эти факты сделали известным как Дом с химерами, так и его создателя - архитектора Владислава Городецкого.

 

 

У киевлян принято загибать всего четыре пальца, перечисляя славные деяния Городецкого: караимская кенаса, музей изобразительных искусств, Николаевский костел и, конечно, дом с химерами; если же вспоминать все, к чему за тридцать лет пребывания в городе приложил руку Городецкий, пальцев не хватит уже на первое десятилетие. Не знать его было невозможно — высокий, статный, один из первых в Киеве владельцев собственного авто, кумир мальчишек и предмет тайных страданий дам; ему ничего не стоило появиться на улице с ручной обезьянкой на плече или пройти по Крещатику в компании дрессированного жирафа. Последнее, разумеется, откровенное вранье, но все же не совсем безосновательное: Городецкий действительно привез из африканского путешествия в 1911 году чучела убитых им животных и передал коллекцию зоологическому музею.

 

 

Уроженец винницкой земли, ровесник польского освободительного восстания (за участие в предыдущем, тридцатью годами раньше, семья уже поплатилась родовым поместьем Жабокричи), Владислав Лешек Дезидерий Городецкий появился в Киеве в начале 90-х годов с твердым намерением составить себе имя, вернув некогда шляхетному роду порядком поистраченное величие. Амбиции юного архитектора простирались вплоть до обзаведения собственным гербом (так никогда и не появившимся); впрочем, удовлетворить геральдическое тщеславие предполагалось самыми что ни есть буржуазными средствами. Клиенты, подряды, заказы не замедлили появиться: талантливый и расторопный юноша не брезговал никакой работой — от сооружения отхожих мест («ретирад», как выражались благовоспитанные люди) до проектирования тогдашних промышленных гигантов, к примеру, корпусов Южнорусского завода, и поныне возвышающихся рядом с вокзалом.

 

 


И вот однажды весной 1901 г. за столиком одного из киевских ресторанов встретились три зна­менитых архитектора – Владислав Городецкий, Александр Кобелев и Владимир Леонтович. Горо­децкий поделился новостью, дескать, недавно приобрел участок земли на крутом откосе по ул. Банковой. «Зачем? – удивился Кобелев. – Ведь там и построить-то ничего нельзя». «Как это нельзя?» – вспыхнул Горо­децкий и расска­зал о своем замысле соорудить на участке большой дом. Кобелев приложил руку ко лбу Городецкого и сказал: «Вы сумасшедший, сударь. Только сумасшедшему мо­жет придти в го­лову такая идея!» В результате между Городецким и Кобелевым было заключено пари, в свидетели спорщики взяли Леонтовича.

Ровно через два года в определенный условиями пари день и час Горо­децкий не без восторга пока­зывал изумленным коллегам свой дом… На фуршете он, подни­мая бокал, сказал: «Дом, мо­жет, и несколько странный, зато не найдется в Киеве человека, ко­торый шел бы мимо и не остановил на нем свой взгляд»

 

Для прочности здание поставили на набивные сваи (по тем временам это была революционная технология), с ул. Банковой оно имело 3 этажа, со стороны театра – 6. Сам хозяин поселился в квартире №3, а остальные шесть квартир сдавал в аренду. Жилье здесь было экстра-класса: квартиры 8-комнатные, 9-комнатные и 10-комнатные (плюс 2–3 комнаты для прислуги, комната для гувернантки, запасная комната, буфетная, посудомойная, два клозета, две кладовые и проч.).  Чтобы представить себе уровень жильцов, достаточно сказать, что здесь, например, квартировал Всеволод Голубович – премьер-министр Украинской Народной Республики (первой в ХХ веке независимой украинской державы)Чудовищ, облепивших фасад и крышу, нарисовал сам Владислав Городецкий, затем их отлили из бетона в известной мастерской скульпторов Саля. Внутри дом украсили многочисленные охотничьи трофеи.

 



Похоже, Городецкий собирался выстроить рядом с «Домом с химерами» еще один дом. Во всяком случае, он приобрел соседний участок земли, расположенный на точно таком же крутом склоне (сейчас на этом месте расположена лестница, ве­дущая вниз, к площади Ивана Франко). На таком участке, как и на предыдущем, можно было соорудить только нечто совершенно невиданное, ибо с точки зрения обычных правил здесь ничего строить нельзя. Возможно, Банковая улица украсилась бы еще одним шедевром. Кстати, Городецкий был признанным масте­ром придумывать и реализовывать проекты, которые вначале всем казались безум­ными, а затем попадали во все городские путеводители как главные достопримеча­тельности…

Увы, на соседнем участке архитектор так ничего и не построил. Осенью 1911 г. он уехал охотиться в Африку. Слишком большие затраты на сафари поставили Го­родецкого в затруднительное материальное положение. Летом 1912 г. он был вы­нужден заложить принадлежащую ему недвижимость – «Дом с химерами». Думал, на время, но оказалось – навсегда. Выкупить дом ему так и не удалось…

Городецкий больше нигде не повторил такой интерьер: ни лестничные балясины в форме лап орла, ни потолок, украшенный ананасами, ни холл в образе морского царства с огромным спрутом и перламутровыми ракушками. Этот спрут до сих пор изумляет исследователей – даже хрупкие на первый взгляд ракушки выполнены из бетона, который впоследствии покрыт перламутром.

В 1913 г. знаменитый дом перешел в собственность Данила Балаховского – француз­ского консульского агента в Киеве. После захвата власти большевиками здание было отобрано у законного владельца. Новая власть разместила здесь Вете­ринарное управление военного округа. После Второй мировой войны «Дом с химе­рами» использовался как «закрытая» элитная поликлиника для партийной вер­хушки…

Сам же автор знаменитого дома мало интересовал советскую власть. В 1920 г., оставшись без средств к существованию, Городецкий навсегда оставляет Киев и переселяется в Польшу. Там он открывает собственное архитектурное бюро и вы­полняет работы по заказу американской инвестиционной компании «Генри Улен и К». Это сотрудничество оказалось настолько удачным, что американцы предложили Городецкому отправиться в Иран в должности главного архитектора их новых проектов. Вскоре талантливый архитектор приобрел заслуженную попу­лярность в этой стране и даже получил заказ от иранского шаха на сооружение дворца для главы государства. Этот красивый восточный дворец, решенный в стиле сказок «Тысячи и одной ночи», оказался последней работой знаменитого киевлянина.

Он больше не вернулся в Киев, но благодарные жители назвали в его честь улицу – именно этот талантливый зодчий сделал архитектуру города загадочной и неповторимой.

В 1930 г. его не стало. Могила Городецкого находится в Тегеране.

Искусствоведы, архитекторы, специалисты по недвижимости до сих пор не знают, к какому стилю отнести творения Владислава Городецкого. Они эклектичны, в них наиболее заметны элементы модерна и готики.


Но есть все же в доме на Банковой смысловой излишек, не укладывающийся до конца в рамки модерна. Может быть, дело в том, что смотреть на него нужно сверху, из точки, нам недоступной, — тогда нагромождение экзотических тварей станет прообразом райского сада, отпечатком неведомой на земле гармонии? Или секрет в недоброй тяжести материала, которую нужно победить волевым, преображающим бетонные уродства усилием? А может, главное искушение в красавицах-сиренах — их сладкоголосое пение, не слышное посторонним, пленяет горожан уже более ста лет?

 



…А ведь прав оказался архитектор! Его «Дом с химерами» укра­шает город, и, действительно, еще не было прохожего, который не остановил бы на нем свой взгляд… Найти дом Городецкого легко. Его адрес тот же, что и сто лет назад – ул. Банковая, 10.

 

 http://www.interesniy.kiev.ua/

 http://carabaas.livejournal.com/

 http://www.nice-places.com/

 

Категория: Ретроспективы | Просмотров: 4511 | Добавил: Гелла | Теги: Нет красивее города на свете чем Ки, Киев, город | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024