Что, в сущности, мы знаем про средневековую Европу, а тем более – про евреев Средневековья? Знаний куда меньше, чем о раннем античном мире, или даже о египетской цивилизации. Тому есть причина: средние века в Европе были мрачным и смутным временем войн, эпидемий и религиозного фанатизма, которые отнюдь не способствовали развитию науки и культуры.
Евреи в этом мире были наименее защищенным слоем населения, практически единственными иноверцами в крайне нетерпимом тогда христианском обществе. Итогом стали кровавые наветы, часто выливавшиеся в полное уничтожение целых общин. Иногда погромы заканчивались изгнанием, иногда же людям давали сделать выбор между крещением или смертью.
Тогда и начал массово распространяться феномен «еврейских самоубийц». Называлось это явление «кидуш ха-шем» - «освящение Имени», и по смыслу абсолютно отличалось, например, от японских «камикадзе». По сути, кидуш ха-шем представляло собой ритуальное самоубийство. Но ведь всем хорошо известно, что самоубийство в иудаизме – один из самых страшных грехов, приравненный к убийству. Как же совмещались эти понятия?
«Шейлок и Джессика» (на сюжет шекспировского «Венецианского купца»), 1876 год.
На этой хрестоматийной известной всему миру фотографии, изображены дети, пережившие Холокост,
в том числе 4-летний Михаэль Борнштейн (на первом плане справа).
Из киносъемки, снятой спустя несколько дней после освобождения Аушвица 27 января 1945 года.
Предоставлено Patstswowe Muzeum Auschwitz- Биркенау.
В 1654 году состоялась Переяславская рада, на которой было принято решение о присоединении территории Войска Запорожского к Русскому царству.
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве, ок. 1890 года.
В 1954 году в Киеве и Москве отмечали специальную дату. В конце 1953 года с подачи нового руководителя Советского Союза Никиты Хрущева было объявлено о праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией, а чуть позже на уровне ЦК КПСС утверждены "Тезисы к 300-летию воссоединения Украины с Россией", ставшие обязательной интерпретацией для советских историков и деятелей искусства соглашений, принятых Переяславской радой в 1654 году. 22 мая 1954 года председатель президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов подписал указ о награждении Киева орденом Ленина "в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией и отмечая большое значение Киева в истории русского, украинского и белорусского народов". 24 мая по Крещатику прошла демонстрация. Многие ее участники были в национальных костюмах. Они несли юбилейные эмблемы, размахивали флагами республик-сестер, выкрикивали лозунги: "Навеки с Москвой! Навеки с русским народом!".
Один из отцов-основателей репортажной фотографии Дэвид Сеймур, урожденный Шимин, появился на свет 20 ноября 1911 года в Варшаве. Его отец Бенджамин Шимин был преуспевающим издателем литературы на иврите и идише. Он горячо желал, чтобы единственный сын пошел по его стопам. Покладистый Дэвид сначала отправился учиться графике в Лейпциг, а потом – химии и физике в Сорбонну. Но издателем Дэвид так и не стал. К моменту, когда парень был готов влиться в семейное дело, еврейское книгопечатание в Европе уже не казалось блестящей перспективой. Бизнес отца серьезно пострадал во время антисемитских погромов, и теперь он не мог помогать деньгами сыну-студенту.
Чтобы мальчик не пропал, друг семьи пригласил его техником в свое небольшое фотоагентство Agence Rap. Заметив, как горят глаза у Дэвида при разговорах о фотографии, он предложил ему попробовать себя в съемке и одолжил маленький фотоаппарат. Конкретного задания у Шимина не было – он просто ходил по городу и щелкал то, что ему казалось интересным. Потом показал работы Раппопорту. Отсмотрев кадры, тот пришел в восторг и сразу же пристроил несколько фотографий талантливого самоучки в местные журналы. Сразу же стали поступать заказы. В ноябре 1933 года молодой фотограф, сокративший свою фамилию до «Шим», сидел за большим рабочим столом в собственной квартире и с гордостью писал подруге детства Эмме в Варшаву: «Как ты уже знаешь, литографиями я не занимаюсь. Теперь я репортер, а точнее – фоторепортер». Он имел полное право так себя называть: буквально накануне он сделал для журнала Paris-Soir серию снимков о людях большого города, работающих по ночам.
В начале 30-х журнальные иллюстрации стали настолько же мощным инструментом цельного рассказа, как и текст – Шим был нарасхват. Его работы о непростой жизни общества публиковались в журналах с социалистическими взглядами – Regards, Vu и Ce Soir. В 1934 году Шим подружился с фотографом Анри Картье-Брессоном. Спустя пару месяцев Дэвид познакомил своего нового приятеля со старым – бедным, но фантастически талантливым еврейским эмигрантом Эндре Фридманом, который вскоре станет известен как Роберт Капа.
Коренной француз Картье-Брессон признавался, что толком и не знал фотографов до того, как познакомился с этими двумя ребятами. Раньше он общался большей частью с художниками и писателями, а свой подход видел в том, чтобы просто взять фотоаппарат в руки и бродить по улицам, «разнюхивая и вынюхивая, в сюрреалистическом ключе». Он говорил, что Капа изначально был не визуальным человеком, а искателем приключений с острым восприятием жизни. А вот ироничный Шим, по его словам, оказался «философом, шахматистом, человеком хоть и нерелигиозным, но пронесшим всю тяжесть бытия евреем в формате особой грусти». О фотографии они втроем никогда не говорили, зато о политике и общественных переменах – постоянно. Демонстрации, общественные митинги, культурные конгрессы – Шим снимал своей «лейкой» жизнь как она есть.
Когда в 1972 году американка Салли Присанд была посвящена в сан раввина, в этом событии увидели прорыв, крупное достижение феминистской борьбы в иудаизме. Было ясно, что практика женского раввинства будет иметь продолжение. Однако тогда почти никто не помнил о том, что у Присанд была предшественница. Только в конце 1980-х, когда исследователи получили доступ к Немецкому центральному архиву в Потсдаме, были обнародованы уникальные документы, приоткрывшие завесу над забытой биографией первой в истории женщины-раввина Регины Йонас.
Женщины, де факто исполняющие роль равов, впервые появились ещё в эпоху Талмуда. В Карфагене женщины также иногда занимали должность великой жрицы, как известно из надписей о Зибакат и Батбаал.
Курдская еврейка Асенат Барзани (1590-1670) получила смиху (раввинский диплом) ещё в 17-м веке. Её могила в Амадии в Северном Ираке стала местом паломничества.
А уже в Новейшей истории первой рабанит, т.е. женщиной-раввином, стала Регина Йонас.
Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге.
Капнисты — древний род. Руины их первого родового замка сохранились на острове Занте в Ионическом море. В истории осталась память о Стомателло Капниссосе, которому за героизм в боях с турками за независимость греческих островов в 1702 году правителем Венецианской республики был пожалован графский титул. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер.
Исаак Бернхайм приплыл в США с четырьмя долларами в кармане, но вскоре превратил их в миллионы, создав легендарную марку бурбона I.W. Harper. Этот бурбон стал настолько популярным в Америке, что его официально производили даже во времена сухого закона, а в 60-е только его «пил» сам Джеймс Бонд.
Наталья Бехтерева – одна из самых известных женщин. Она прожила долгую жизнь: родилась в год смерти Ленина, умерла в 2008 году, когда исполнилось 83. Эта женщина, посвятившая себя и свою жизнь раскрытию загадок мозга, утверждала, что нет не только смерти, но и старости, что человек умирает тогда, когда сам того захочет, когда исполнится его сверхзадача: напишет книгу, дождется внуков, увидит другие миры, откроет что-то важное для себя или науки.