Пятница, 29.03.2024, 13:54
Приветствую Вас Гость RSS
YANGELLA
ГлавнаяЖУРНАЛ YANGELLAРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Иcкусство и культура [49]
Личности и история [44]
Архитектура [3]
Дизайн и интерьер [4]
Психология, саморазвитие, мотивация [12]
Интернет и компьютеры [0]
Вокруг света [2]
Стиль и мода [18]
Красота и здоровье [4]
Ретроспективы [12]
Братья наши меньшие [4]
Арт-копилка [5]
Своими руками [0]
Всяко разно... [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Июнь » 23 » «ПЕПЕЛ» и «АЛМАЗ» Збигнева Цыбульского
21:37
«ПЕПЕЛ» и «АЛМАЗ» Збигнева Цыбульского

 

«ПЕПЕЛ» и «АЛМАЗ»

 

Збигнева Цыбульского

 

 

 

 

 

 

 

Когда сгоришь, что станется с тобою:
Золой ли станешь мертвой на ветру?
Что своего оставишь ты в миру,
Уйдешь ли дымом в небо голубое?

Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,

Зачем ты в мир пришел?
… Что пепел скрыл от нас?
А вдруг из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью…

 

 

 

Отрывок из стихотворения

 

Циприана Норвида  "В альбом"

 

(пер.Г.Андреевой)

 

 

 

 

 

       

В 60-е годы польское кино переживало свой рассвет. Именно тогда вышел культовый фильм Анджея Вайды "Пепел и алмаз", ставший достижением мирового кинематографа. Главную роль в этом фильме сыграл выдающийся актёр, один из лучших актёров 20-го века Збигнев Цыбульский.

 

 

 

 

 

 

Он родился 3 ноября 1927 года в поместье Княже неподалеку от Станиславова, который после Второй мировой войны отошел к Советскому Союзу и стал украинским городом Ивано-Франковском. После средней школы, которую Збигнев окончил довольно поздно из-за Второй мировой войны, он учился в Торговой академии и краковском Ягеллонском университете. Но все эти годы Збигнев Цыбульский мечтал стать актером. В том же Кракове он успешно сдал экзамены в Высшую театральную школу и после ее окончания в 1953 году начал играть на сцене местного академического театра. Сейчас уже трудно сказать, что толкнуло молодого актера переехать в Гданьск. Но по-настоящему актерская карьера началась именно в Гданьске, в театре "Выбжеже".
Одновременно он играл и в Театре разговоров, а затем вместе с актером и другом Богумилом Кобелей решил создать студенческий театр "Бим-Бом". И здесь ему сопутствовал успех. Это была любительская театральная студия, Збигнев стал ее художественным руководителем, и студия добилась популярности не только в Гданьске, не только во всей Польше, но и за ее пределами. Театр ставил пьесы Ионеско, Кокто, Дюрренматта, Сартра, когда в Советском Союзе они были еще запрещены. В отдельных странах "народной демократии" было больше творческой и интеллектуальной свободы и меньше идеологии, чем в первой стране социализма. Местные чиновники смотрели сквозь пальцы на проникновение в страну западной культуры, и Советскому Союзу оставалось терпеть эти шалости и вольности — главное было сохранить Польшу в рамках социалистического лагеря.

     

В 1961 переехал в Варшаву, где на сцене театра "Атенеум" сыграл ряд удачных ролей. В театре к Збигневу Цыбульскому пришла известность. Слава — после того как он начал сниматься в кино. На молодого актера обратил внимание режиссер Анджей Вайда. Он и пригласил его на роль Костека в фильме "Поколение" (1955), рассказывающем о трагической судьбе молодых подпольщиков. Фильм явился одним из первых произведений польской школы кино в мировом послевоенном кинематографе. До этого в театрах Збигневу приходилось играть комедийные или ярко выраженные сатирические роли. Костек в исполнении Цыбульского предстал как яркий драматический персонаж, в котором сочетались нервическая беззащитность с юношеским безудержным героизмом. С этого фильма началось сотрудничество двух кинематографистов, которое принесет им международную славу и признание.
После Вайды на молодого актера обратили внимание другие режиссеры. В 1955–1957 годах Цыбульскому было предложено несколько ролей в кино, в том числе в фильмах "Три старта" (1955), "Конец ночи" (1957) и "Обломки корабля" (1957).

 

 

 

В 1958 году Анджей Вайда приступит к экранизации романа Ежи Анджеевского "Пепел и алмаз".

   

На главную роль — роль Мацека Хелмицкого — режиссер пригласит Збигнева Цыбульского. Снять и выпустить  на экраны фильм удалось только в 1956 году — во время так называемой "оттепели". Представить себе, что фильм, в котором положительный герой — а его играет Цыбульский — является солдатом Армии Краевой и убивает функционеров новых коммунистических властей Польши, мог бы быть снят несколькими годами раньше или позже - невозможно. Поляки, раньше дравшиеся с одним общим врагом — фашистами, теперь разделились на два лагеря и шли друг на друга.

 

 

 

   

После появления в прокате фильм сразу стал культовым. Картина рассказывала о судьбах целого поколения, не знавшего, как жить после окончания этой ненавистной войны. Драматизм и накал ситуации заключался в том, что действие происходило 8 мая 1945 года, когда немцы подписали акт капитуляции в Берлине. Молодым солдатам и партизанам хотелось как можно быстрее сменить мундиры на гражданскую одежду, но цель не была достигнута - Польша раскололась, и в первый день мира герой фильма Мацек Хелмицкий получает приказ убить коммуниста Щуку.
Война не кончена? Как поступить в этой ситуации? Воевать до последнего или сложить оружие, смириться с новой властью и жить по ее законам?

 

 

 

   

Мацек не хочет убивать, он хочет учиться и любить, он хочет жить самой обычной жизнью, о которой раньше некогда было даже задуматься. Анджей Вайда поставил своего героя перед тяжелым нравственным выбором. Солдат Мацек не считает для себя возможным нарушить приказ и погибает.
В финале герой Цыбульского корчится на усеянной листьями земле в предсмертной агонии. Он кричит "Мама!" и, зажимая рану в животе, в поисках спасения хватается за кем-то брошенный грязный бинт. Но уже ничто не может спасти смертельно раненного Мацека. Ему, молодому, прошедшему войну и не жившему еще нормальной жизнью, очень хочется жить, но смерть неотвратима, как заход солнца…

 

 

 

 

   

Киношедевры обладают редким качеством оставаться во времени, постоянно меняясь, провоцируя разные трактовки, включая и отторжение, неприятие, а потом как бы доказывая свою художественную правоту. "Пепел и алмаз" Анджея Вайды подвергался упрекам в ревизионизме и оправдании романтических борцов с коммунистическим режимом. Теперь кое-кто усмотрит в фильме вынужденную апологетику "новой Польши", которая приходит на смену умирающей под звуки печально-торжественного "Полонеза Огинского" (он к тому же имеет название "Прощание с родиной"). Но самое главное, что способно покорить зрителей и спустя пол века после создания этой, пожалуй, самой знаменитой польской ленты за всю историю кино - художнический прорыв режиссера Анджея Вайды и актера Збигнева Цыбульского к человеческой, сложной и не подлежащей обычному житейскому осмыслению, глубинной правде характера героя, "заплутавшего на войне" (если воспользоваться словами Василя Быкова о тоже неоднозначном персонаже - Рыбаке из его повести "Сотников").Вопреки сиюминутности и очевидной компромиссности некоторых сюжетных мотивов романа Ежи Анджеевского и картины Анджея Вайды, "Пепел и алмаз" прежде всего - драма бытия, в пограничной ситуации между жизнью и смертью, переживаемая трагическим одиночкой Мацеком Хелмицким. И вопрос заключается даже не в том, что герой оказался не на той стороне (как это трактовали в прежние времена) или же представляется в качестве невинной жертвы надвигающегося тоталитаризма (так это будут воспринимать сейчас). Явный метафоризм режиссерской манеры, особенно в финале "Пепла и алмаза", как нельзя лучше подтверждает иносказательность этой философской притчи о вечной неприкаянности человека. Не случайно один из любимых писателей Вайды - именно Достоевский с его мучительно неразрешимой проблемой пребывания "идиота" в мире, который одержим "бесами".

 

         

 

Збигнев Цыбульский играл в своей повседневной одежде и тёмных очках, что не соответствовало историческим реалиям фильма. Хотя по сюжету идет 1945 год, обаятельный хулиган Цыбульского, в его черной рубашке, спортивной куртке, узких джинсах и темных очках, которые Вайда назвал своим главным вкладом в киноискусство, целиком принадлежит современности. Когда фильм снимался - 1958-му. Сегодня - нам. "Почему ты носишь темные очки?" - спрашивала Мацека его девушка. "В память о неразделенной любви к родине", - отвечал он. Цыбульский наделил своего героя ментальностью, которая скорее была свойственна его ровесникам, нежели молодежи 40-х. Может быть, поэтому Хелмицкий заворожил всех зрителей.

 

Когда фильм показали во Франции, кинокритик газеты Le Monde Жан де Барончели написал: "Создавая портрет своего героя, Вайда одновременно и избежал конформизма, и не перегнул палку. Его герой не монстр и не фанатик, а просто молодой человек, покалеченный войной. В нем есть порядочность, верность принципам. Сторонники нового и старого строя сталкиваются не как марионетки, а как люди из плоти и крови… Кроме того, фильм прекрасен сам по себе — отличная композиция, хорошая игра, прекрасный рассказ режиссера, который является одним из самых талантливых творцов европейской "новой волны”".
Збигневу Цыбульскому удалось воплотить на экране биографию своего поколения и поэтому стать кумиром тех, кто родился в конце 1920-х. Картина предстала перед мировым киносообществом как символ польской школы, получила призы МКФ в Венеции, Ванкувере, Западном Берлине и Праге. В 1960 году актер номинировался на премию Британской киноакадемии за лучшую мужскую роль.
Молодежь Польши в подражание Мацеку надела дымчатые очки, джинсы и короткие кожаные куртки с поднятым воротником. Збигнева Цыбульского стали называть "польским Джеймсом Дином".

 

 

 

   

Теперь в каждом герое Цыбульского зритель искал "пепел и алмаз", и режиссеры эксплуатировали однажды найденный Вайдой образ. Многие роли актера в фильмах разных польских режиссеров выдержаны в стиле Мацека. В картине Войцеха Хаса "Шифры" (1966) героя Цыбульского даже звали Мацеком.
Во всех этих лентах он играл молодого человека, бунтующего против старшего поколения. Его герои не хотели жить, как жили отцы, они не хотели быть конформистами, они хотели прожить собственную жизнь. В то же время его бунтующие герои почти всегда были заражены «вирусом» идеалов отцов, против которых они воевали. Они были чересчур дикими и импульсивными, слишком «другими» для старшего поколения и слишком опытными и утонченными — для ровесников. Эта двойная беззащитность персонажей Збигнева Цыбульского обыграна во многих лентах. Она лежит в основе фильма Анджея Вайды "Невинные чародеи" (1960) и его новеллы в киноальманахе "Любовь в двадцать лет" (1962).
После картин режиссера Войцеха Хаса "Как быть любимой" (1962), снятой по повести Казимежа Брандыса, и "Рукопись, найденная в Сарагоссе" (1964), снятой по повести франкоязычного писателя Яна Потоцкого, а также режиссера Станислава Ленартовича "Джузеппе в Варшаве" (1964), Цыбульский окончательно утверждается в статусе одной из первых звезд польского кино.

 

 

 

 

Несмотря на это, знаменитый актер охотно помогал начинающим художникам. Так, он сыграл в дипломном проекте молодого режиссера Сильвестра Хенцинского. Позже Хенцинский вспоминал: "Это он был профессионалом во время съемок, я только присматривался и учился у него. Он внес в мою картину все то, что вносил в кино — себя, свою индивидуальность".
Владислав Ненцек, один из исследователей творчества Цыбульского, писал, что Цыбульский обладал одним важным качеством, которое позволило ему быть совершенно непохожим на других: "На то время это был человек, который не терял чувства собственного достоинства".

 


 
В начале 1960-х Збигнев Цыбульский много снимался, в 1961–1967 годах играл и руководил театром "Атенеум" в Варшаве. Герои Цыбульского, вне зависимости от поступков и характеров, выглядели инфантильными и потерянными, как заблудившиеся дети. Самый показательный в этом плане фильм Войцеха Хаса "Как быть любимой".
Актер стал чрезвычайно популярен не только в Польше, но и за её пределами, например, в Швеции, он с успехом снимается в фильмах французских режиссеров Пьера Кафьяна "Чай с мятой" (1961) и Жака Барратье "Любить" (1964). Режиссеры, работавшие с ним, вспоминают, что он своим поведением, образом, как бы опережал свое время. Работать с Цыбульским не всегда было легко. Известный польский режиссер, сенатор Казимеж Куц вспоминает: "Он, в общем-то, не мог повторить дубль. У Збигнева был также комплекс подозрительности по отношению к режиссеру, который имеет в распоряжении ножницы, и имеет возможность вырезать кадры с ним". ...В последние годы жизни он поставил ряд спектаклей на сцене театров "Атенеум" и Театра Польского в Щецине и работал над сценарием для собственного режиссерского дебюта по повести Тадеуша Конвицкого "Современный сонник".

 

 

В 1959 году молодой Збигнев Цыбульский сыграл в фильме "Поезд" Ежи Кавалеровича. Его Стах любит Марту, но разрыв неизбежен. В спальном вагоне ночного экспресса Марта убегает от своего бывшего возлюбленного. Он пытается догнать ее, объяснить, что ничего не кончено, что они будут вместе, ведь им было так хорошо вдвоем.
Стах появляется перед Мартой, прижавшись снаружи к стеклу вагона на полном ходу мчащегося поезда, и молит о том, чего уже не может быть — о любви.…

 

Вряд ли он мог предполагать, что почти через 20 лет поезд сыграет трагическую роль в его судьбе. Стоял ничем не примечательный зимний день 6 января 1967 года. Збигнев Цыбульский возвращался со съемок фильма "Преступник оставляет след". Он опоздал на поезд и попытался впрыгнуть в движущийся состав, как это делал его киногерой, поскользнулся и на третьем перроне вроцлавского железнодорожного вокзала попал под колеса пассажирского вагона...
Сделать ничего было нельзя.
Поезд ушел в Варшаву, а Збигнев Цыбульский — в легенду.
Спустя двое суток - 8 января,Цыбульский скончался в больнице Вроцлава.
Тело в закрытом гробу перевезли в Катовице. Казалась, вся Польша пришла проститься со своим любимцем.

 

 

 
 

В 1969 Вайда снял фильм "Все на продажу" ("Wszystko na sprzedaz"), посвятив его Цыбульскому и его трагической смерти. В том же году вышел документальный фильм Я.Лясковского "Збышек" ("Zbyszek").

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

http://www.alefmagazine.com/index.php

http://www.polska.ru/index.shtml

http://www.svobodanews.ru/

Збигнев Цыбульский и Зва Кшижевска в фильме А.Вайды "Пепел и алмаз"

Збигнев Цыбульский в фильме  Е.Кавалеровича "Поезд"

"Красные маки на Монте-Кассино" - из фильма "Пепел и алмаз"

Полонез "Прощание с Родиной" М.Огиньского в исполнении неизвестного польского ансамбля

 

 

Категория: Иcкусство и культура | Просмотров: 2417 | Добавил: Гелла | Теги: кино, кино Польши, искусство, личность, Збигнев Цыбульский, Культура | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024