«Омовение ног», миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье»
Кто такая Мария Магдалина?
Богдан С. Петров
В энциклопедиях сказано очень кратко: Мария Магдалина – из Магдалы, одна из жён-мироносиц, исцелена Иисусом Христом от недуга – семи бесов, была проповедницей.
И по сей день Мария Магдалина, если судить по каноническим Евангелиям, остаётся наиболее таинственной и загадочной фигурой. При описании жизни Спасителя о ней упоминается только один раз и только в Евангелии от Луки, где сказано про её исцеление и служение Иисусу имением своим.
Зато во всех четырёх Евангелиях сказано, что она в числе других женщин (но почти везде её имя упоминается первым) присутствовала при распятии Христа, сидела у его гроба, первой обнаружила, что гроб опустел, и ей первой явился воскресший Спаситель. Роль Марии Магдалины в становлении и развитии раннего христианства несомненна и подтверждается многими письменными источниками того времени, несмотря на глухое молчание относительно этой женщины в Новом Завете.
В 135-летие Глиэра его внучка рассказала о том, как Чайковский изменил жизнь деда и что тот посоветовал Пастернаку.
Супруги. Рейнгольд Глиэр каждое утро целовал руку своей жене Марии, с которой прожил более 60 лет. Фото из семейного архива
Киевлянина, композитора Рейнгольда Глиэра, именем которого ныне названо лучшее музыкальное училище Украины, часто спрашивали: «Кто же вы на самом деле?» Однажды он ответил: «Предки мои жили и на плато Глиэр, и в Чехии, и в Саксонии, и в Польше. Но родина моя — Украина. А тому, что многие народы меня считают своим, я рад! Гораздо хуже, когда все от тебя отказываются».
Н.В. Неврев. Петр I в иноземном наряде... (Фрагмент картины)
Как Петр I взял на себя функции кутюрье и стал переодевать россиян в европейские одежды?
Владимир Рогоза
14 января (4 января по старому стилю) 1700 года в Москве был объявлен указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского», обязывающий именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить венгерские кафтаны... кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года». Естественно, что указ у многих вызвал неудовольствие, но с царем не поспоришь. Пришлось боярам переодеваться самим, а вскоре и жен с дочерьми одеть в «срамные» европейские платья. Русь вступала не просто в новый век, она вступала в новую для себя эпоху, где ей по воле царя предстояло в считанные годы пройти тяжелый период европеизации.
В стихотворении «Смерть Поэта» М.Ю. Лермонтов очень точно назвал Пушкина «невольником чести». Времена и нравы меняются. Нам сегодня трудно представить, что в начале XIX века «невольниками чести» стало все российское дворянство. Сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на неограниченную власть императора, ни он, ни высшие органы власти, ни суд не могли защитить честь российского дворянина. Это мог сделать только он сам на поединке при помощи клинка или пистолета.
Но если о судьбе Джейн Грей известно хоть что-то, о ней снимали фильмы и писали книги, - то сестры ее, Мария и Екатерина, оставались в тени семейной знаменитости.
А между тем, их судьбы сложились немногим менее интересно.
Когда Мария Тюдор, сестра английского короля Генриха VIII, выходила замуж за своего возлюбленного, герцога Саффолка, думала ли она о том, что королевская кровь, которая течёт в её жилах, принесёт несчастье едва ли не всем её потомкам?
Вряд ли. Она любила, она была любима – или думала, что любима. Ей было не до раздумий – Мария, наконец, получила от судьбы драгоценный подарок – возможность стать супругой того, к кому столько лет стремилось её сердце.
А даже если бы и задумалась... Её супруг был близким другом брата-короля, а сама она – любимой его сестрой. Разве это не залог счастливого будущего детей, которые у них появятся?
Новости из Петербурга ввергли Пушкина, жившего в то время в Михайловском, в бешенство. Такой обескураживающей и подлой выходки он не ожидал даже от такого необузданного повесы, как граф Толстой, с которым ему не раз доводилось сиживать за карточным столом. Раструбить на весь Петербург нелепицу о том, что его, как пьяного мещанина, якобы высекли в полицейском участке! Вернее, граф написал это в письме князю Шаховскому (в то время автору известных комедий), а уж Шаховской не постеснялся показать письмо общим знакомым. Конечно, никто и не поверил в сей вздор, но сам факт этой глупой шутки Американца..
Известие о вторжении наполеоновских войск застало генерала Александра Алексеевича Тучкова в одной из западных губерний страны. Вместе с ним находилась и его жена. С тех пор, как они поженились, они не разлучались. Маргарита Михайловна сопровождала мужа во всех его походах, и часто ей приходилось преодолевать немалые лишения: их она разделяла с участниками военных действий, солдатами и офицерами. Порой она переодевалась в форму денщика и следовала на лошади рядом с мужем.
В марте 1809 года эта молодая женщина участвовала в переходе русских войск через замерзший Ботнический залив. "Переход был наизатруднительнейшим, солдаты шли по глубокому снегу, часто выше колен, - писал М.Б. Барклай-де-Толли. - Понесенные в том походе труды единственно русскому преодолеть только можно". Вероятно, такая "генеральша" (в русско-шведскую кампанию Тучков получил звание генерал- майора) была на всю русскую армию одна.
Тучковы пережили немало горя и трудностей, прежде чем соединились вместе и навсегда. И дорожили каждым мгновением, проведенным вместе. Жизнь показала, что это тайное предчувствие не было обманным.
Надежда Ламанова была первым русским модельером. Она придумывала платья для дам царской фамилии, графинь и княжон, красавиц актрис и жен фабрикантов. Она могла сшить элегантное платье хоть из стеганого одеяла. Другое дело, что ее талант был не нужен Советской России
Практика жертвоприношения высшим силам была известна многим древним культурам — от вавилонян до греков: помимо закланных животных их алтари орошала и кровь человека. Однако нигде подобные жестокие ритуалы не достигали такого размаха, как у индейцев Мексики. Первыми свидетелями их кровавых действ стали испанцы-конкистадоры, с ужасом живописавшие местные обычаи. Начатую в испанских хрониках тему развили авторы приключенческих романов, создавшие образы «кровожадных индейцев», которые по природной злобности с радостью приносили в жертву как соседей, так и невинных белых чужестранцев. Можно, конечно, усомниться в правдивости таких описаний — слишком уж они были на руку завоевателям: раз индейцы — дикари и людоеды, то их, конечно, следует истребить или цивилизовать, в награду за старания присвоив себе их богатства. Однако многое из рассказов испанцев подтверждается этнографами, а найденные свидетельства заставляют неподготовленного современного европейца содрогнуться.